О семинаре

Уважаемые коллеги,

Приглашаем вас к участию в общегородском научно-исследовательском семинаре, посвященном истории и антропологии образования.

Семинар, организованный на базе Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, призван стать научно-исследовательской площадкой для обсуждения широкого круга проблем, связанных с историческим и антропологическим изучением школьного, высшего, профессионального и любого неформального образования. До недавнего времени история образования была представлена преимущественно работами, выполненными в институциональном ключе (история учреждений и их реформирования) или в русле истории педагогических идей. Мы видим задачу семинара в том, чтобы радикально обновить тематику исследований, сменив традиционную институциональную перспективу на антропологическую. Речь идет, в частности, о полевых этнографических исследованиях, исторической антропологии, истории повседневности, истории понятий, исторической памяти и др.

Семинар организован историками и антропологами, но мы призываем к сотрудничеству исследователей смежных дисциплин — филологов, социологов, психологов, учителей и вообще всех представителей научного и образовательного сообщества, заинтересованного в обсуждении этой темы. Поэтому семинар задуман как междисциплинарный, и предпочтительный для нас формат — это диалог, в котором исследователи, представители разных дисциплин, и преподаватели-практики могут дать методологический и фактологический комментарий к выступлениям на семинаре. Хотя предполагается, что задуманный семинар будет в основном сосредоточен на истории российского образования, мы заинтересованы в сотрудничестве со специалистами, изучающими высшую и среднюю школу зарубежных стран.

Ориентировочный список тем, с которых мы хотели бы начать работу семинара, основан на наших собственных исследовательских интересах, однако мы готовы принять любые предложения со стороны присоединившихся к нам коллег, поскольку наша задача — не создавать монополии, а всячески их избегать. Поэтому приведенный ниже список принципиально открыт и носит предварительный характер.

  • Ребенок и образование в системе общественных ценностей.
  • Семейная и школьная повседневность: дисциплина, быт, среда.
  • Учащие и учащиеся: идентичность и самопрезентация.
  • Учебные заведения и локальные сообщества: сотрудничество, конфликт, обмен.
  • Учеба и память о ней: конструкции нарративов.
  • Учебные заведения и социальные сети: дружба, сегрегация, блат...
  • Политика в сфере образования: прошлое и настоящее.

Семинар будет проходить ежемесячно, по вторникам, в 18:00 в помещении НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург по адресу: ул. Союза Печатников, д. 16, ауд. ...

Организаторы семинара

  • Александр Борисович Лярский, кандидат исторических наук, доцент, преподаватель истории лицея «Физико-техническая школа»

  • Кирилл Александрович Маслинский, научный сотрудник Лаборатории социологии образования и науки, преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

  • Татьяна Ильинична Пашкова, кандидат исторических наук, доцент кафедры русской истории РГПУ им. А. И. Герцена