Из истории школьного позора

Чтобы бороться с плохим поведением и пороками, можно приватно наказывать в школе: 1) выговорами и угрозами; 2) понижением места, 3) чтобы кланялись тем, кто хорошо себя ведет; 4) стоянием на коленях перед всем классом; 5) сечением розгами, смотря по важности проступка.

Публичное наказание перед всей Гимназией должно производиться следующим образом: 1) их отлучают от общего стола прочих гимназистов, или сажают за другой стол на хлеб и на воду; 2) их одевают в плохое рваное платье и выставляют напоказ при выходе всех гимназистов из Гимназии; 3) сажают на некоторое время в карцер, где им приходится сидеть и лежать на голом полу и получать только хлеб и воду; 4) их каждое утро секут розгами

Регламент Академической гимназии // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. М., - СПб., 2012. Т. 9. Служебные документы. 1742 – 1765. § 70, 71

В основе системы взысканий, сложившейся в учебных заведениях к концу XVIII в., лежал не только страх, но и стыд. Вряд ли можно согласиться с высказывавшейся в литературе точкой зрения, что позднее, в XIX в., идея наказания стыдом была отвергнута. Конечно, провинившихся учеников уже не наряжали в позорные одежды и не заставляли кланяться своим более прилежным и благонравным товарищам, но различные унижающие наказания (частичная или полная изоляция от товарищей, лишение удовольствий, в том числе еды, вынесение имени на «черную доску», публичная порка и т.д.) практиковались очень широко. Согласно знаменитым Правилам о взысканиях 1874 г. педагогам предписывалось, в частности, искоренять проявляемое учениками «высокомерие» сознательным унижением их достоинства.

Советское продолжение истории школьного позора будет обсуждаться в ближайший вторник, 5 апреля в докладе Кирилла Маслинского «Позор в школьной общине».